10 компаний, пытавшихся купить Facebook
Редактор Fortune Дэвид Киркпатрик в своей книге The Facebook Effect рассказал о том, что первые предложения о покупке социальная сеть начала получать уже через 4 месяца после запуска. Какие-то предложения её основатель Марк Цукерберг отклонял сразу, какие-то доходили до стадии переговоров. В итоге, за 10 лет Facebook пытались купить как минимум 10 разных компаний.
Неназванный финансист из Нью-Йорка
Спустя всего четыре месяца после запуска в 2004 году TheFacebook.com, 20-летний Марк Цукерберг получил предложение о покупке стартапа за $10 млн от неназванного финансиста из Нью-Йорка. Марк даже не стал рассматривать это предложение всерьёз.
Friendster
Бывший CEO Friendster Джим Шейнман рассказал в 2007 году: «Я нашёл маленькую компанию в Гарварде и мы были близки к её приобретению. Это был маленький стартап, о котором почти никто не знал. Компания называлась The Facebook.»
Сделка зависела от получения Friendster инвестиций в очередном раунде, но, прямо перед тем, как деньги были получены, Facebook «выстрелил», и сделка сорвалась.
Летом 2004 года Цукерберг и компания снимали дом в Пало Альто, Калифорния. Тогда пара топ-менеджеров Google пришли в их дом, чтобы обсудить возможное сотрудничество, или даже покупку стартапа, но переговоры ни к чему не привели. Вопрос вновь стал актуальным в 2007 году. Топ-менеджер Google Тим Армстронг просил компанию разрешить ему договориться о покупке Facebook с целью использования сервиса международных объявлений социальной сети. Тогда даже прошли переговоры, в результате которых Google предложил за покупку Facebook $15 млрд. Покупка не состоялась, но, кажется, именно тогда Марк Цукерберг узнал примерную цену своей компании
Viacom
Весной 2005 года Facebook обсуждал с The Washington Post Company возможные инвестиции. Тогда из ниоткуда возник американский медиаконгломерат Viacom (владеющий телевизионными сетями MTV и BET), и предложил за социальную сеть $75 млн, при этом Цукерберг заработал бы $35 млн.Бывший тогда президентом Facebook Шон Паркер использовал это предложение, чтобы набить себе цену при торгах с Post.Viacom не стал сдаваться. Осенью 2005 года Марк Цукерберг прилетел в Нью-Йорк на встречу с CEO Viacom Томом Фрестоном. Несмотря на все старания Фрестона, Цукерберг не был заинтересован.Пару недель спустя предложение сделал уже босс MTV Майкл Вулф: $1,5 млрд, из них $800 млн наличными сразу, остальные в рассрочку.Facebook дал согласие на сделку с одним «но»: компания требовала больший задаток. Руководство Viacom задумалось о том, стоит ли отдавать так много за стартап с такими маленькими доходами. Сделка провалилась, и Viacom оставил мысль купить Facebook.
MySpace
Весной 2005 года CEO MySpace Крис ДеВулф посетил Цукерберга и его команду, чтобы обсудить покупку социальной сети.Цукерберг спросил ДеВулфа, согласится ли тот купить стартап за $75 млн, но CEO MySpace отказался. На следующей встрече в конце того же года Марк поднял цену уже до $750 млн и вновь задал свой вопрос ДеВулфу, который опять сказал «нет».
News Corp
В январе 2006 года представитель News Corp Росс Левинсон встретился с Цукербергом и его советником Мэттом Колером в Лос-Анджелесе. Левинсон хотел купить Facebook, но сомневался в его росте, поэтому в итоге отказался от сделки. Цукерберг тогда иронично отметил, что главное отличие компаний из Лос-Анджелеса от тех, что созданы в Кремниевой долине в том, что вторые просто берут и делают.
NBC
Киркпатрик в своей книге не раскрывает подробностей, но известно, что переговоры велись в 2005 году.
Yahoo
Летом 2006 года Yahoo решила предложить Facebook $1 млрд. Несмотря на то, что инвесторы и топ-менеджеры социальной сети жаждали продать компанию, Цукерберг остановил их. Facebook готовился запустить News Feed и, по словам создателя компании, после этого стартап стоил бы намного больше миллиарда долларов.После представления финансового отчёта за Q2, Yahoo снизила своё предложение до $850 млн, которое сразу же было отклонено.Осенью 2006 года Yahoo вновь пришла к Facebook и предложила всё тот же миллиард. К тому времени социальная сеть открыла регистрацию для всех, и в день на сайте появлялось от 20 до 50 тысяч новых пользователей. Предложение Yahoo стало просто невыгодным, а потому продажа не состоялась.
AOL
В середине 2006 года CEO AOL Джонатан Миллер решил, что хочет купить Facebook. Он предложил CEO Time Inc. Анне Мур совершить сделку вместе.По плану Миллера, AOL продавал MapQuest и Tegic, а Time Inc. избавлялся от IPC. После этого обе компании вместе предложили бы за социальную сеть $1 млрд.Джефф Бьюкс, CEO Time Warner, владеющий обеими компаниями, отверг эту идею, отметив, что конгломерат может обойтись без Facebook, а средства, вырученные с продажи MapQuest, Tegic и IPC, лучше вложить в Time Warner.
Microsoft
«Почему бы мне просто не купить вас за $15 млрд?», — спросил CEO Microsoft Стим Балмер Марка Цукерберга в 2007 году.Пытаясь держать Google подальше от Facebook, гендиректор Microsoft Стив Балмер сделал предложение о покупке социальной сети.Балмер знал, что Цукерберг никогда не откажется от управления Facebook, так что предложил Марку определённую схему. За $15 млрд Microsoft получает небольшой пакет акций компании и право на выкуп ещё 5% акций каждые полгода. Таким образом, полное поглощение Facebook произошло бы только через 5-7 лет.Однако, покупка не прошла, но Microsoft всё же приобрёла 1,68% акций Facebook за $250 млн. При заключении сделки было оговорено, что, если социальная сеть будет всерьёз рассматривать любое предложение Google, то уведомит об этом Microsoft.