Мобильные маркетинговые коммуникации
С развитием высокотехнологичных каналов передачи информации и началом их широкого распространения увеличивается доля маркетинговых коммуникаций, осуществляемых через указанные каналы. Радио, телевидение, Интернет – основные каналы маркетинговых коммуникаций в настоящее время. Согласно хронологическому порядку появления каналов передачи информации можно отметить появление маркетинговых инструментов, характерных для выбранного канала. При этом маркетинговые инструменты развиваются вместе с увеличением доли использования канала информации и обладают свойством инертности. Например, появление телевидения послужило причиной перетекания аудитории из канала радио и появления инструментов коммуникации с аудиторией по средствам телевизионной связи. Стоит отметить, что коммуникации через канал радио значительно уменьшились в объемах, но сохранились для отдельных категорий целевой аудитории. Если рассмотреть Интернет, можно отметить указанный выше эффект – перераспределение аудитории и создание новых маркетинговых инструментов.
В настоящее время происходит очередной этап перераспределения аудитории и появления нового канала передачи информации – мобильного канала. Причиной его возникновения является развитие мобильных устройств, появление новых видов мобильности, а также увеличение стабильности и скорости мобильного Интернета. Соответственно, можно наблюдать появление новых маркетинговых инструментов, ориентированных на мобильный канал.
Определим мобильный маркетинг как комплекс мероприятий, направленный на выполнение задач маркетинга с использованием мобильных технологий или устройств. Под задачами маркетинга будем понимать комплексное и взаимовыгодное удовлетворение человеческих нужд и потребностей. Следовательно, под инструментами мобильного маркетинга будем понимать технологические или иные средства маркетинговых коммуникаций в мобильном канале.
Чтобы оценить потенциал применения мобильного маркетинга в России, рассмотрим статистику использования мобильного Интернета, прогнозы роста потребляемого трафика и стоимости мобильных устройств.
В конце 2012 года компания Google совместно с консалтинговой компаний J’son & Partners Consulting представила результаты исследования мобильного интернета и использования мобильных устройств в России (далее – исследование Google). На рис. 1.1 – 1.5 представлены самые значимые результаты указанного исследования. Рассмотрим их подробнее.
Рис. 1.1. Объема аудитории мобильного интернета в России
На рис. 1.1. представлен объем российской аудитории мобильного интернета на конец 2012 года – около 36 миллионов пользователей и 65 миллионов активных абонентов. Также представлен прогноз на 2013-2015 года. Как можно заметить из прогноза, количество активных абонентов мобильного Интернета будет постоянно увеличиваться и к 2015 году достигнет 101 миллиона.
Рис. 1.2. Проникновение мобильного интернета по регионам
На рис. 1.2. представлено проникновение мобильного Интернета в России на конец 2012 года. Согласно исследованию Google, уровень проникновения составляет 46% и зависит от региона использования. При этом можно отметить, что уровень проникновения выше в развитых регионах России, а также в тех регионах, где обычный Интернет труднодоступен.
Рис. 1.3. Распределение активных абонентов и трафика по типу устройств
На рис. 1.3. представлено распределение активных абонентов мобильного Интернета и потребляемого трафика по типу устройств в России согласно исследованию Google. Необходимо отметить, что количество смартфонов и планшетных мобильных устройств увеличилось на 88% и 733% соответственно за 2012 год. При этом число мобильных устройств без операционной системы осталось неизменным. Также необходимо учитывать постоянный рост потребляемого трафика на единицу мобильного устройства.
Рис. 1.4. Стоимость мобильных устройств
На рис. 1.4. представлена динамика стоимости различных типов устройств в России с 2009 по 2012 год. Таким образом, за 3 года цена мобильного устройства без операционной системы снизилась приблизительно в 2 раза, цена смартфона снизилась в 1,3 раза. В настоящее время средняя цена мобильного устройства без операционной системы и смартфона составляет около 2 и 10 тысяч рублей соответственно. Эти показатели являются важными факторами распространения мобильных устройств и повышения их проникновения.
На рис. 1.5. отображен еще один важный фактор распространения использования мобильных устройств и мобильного интернета. Согласно исследованию Google, за последние 3 года стоимость 1 Мб мобильного трафика снизилась в 10 раз, при этом общий объем потребляемого трафика увеличился в 20 раз. Также представлены прогнозы, которые сохраняют тренды предыдущих лет.
Рис. 1.5. Стоимость и потребление мобильного трафика
Таким образом, на фоне развития мобильных устройств, снижения их стоимости, увеличения объема потребляемого трафика, скорости и стабильности мобильного Интернета можно выделить три важных следствия, открывающие новые возможности для мобильного маркетинга в настоящее время:
1) Охват. Мобильная связь, мобильный Интернет и мобильные устройства доступны в каждом регионе России, проникновение мобильного Интернета увеличивается и в настоящее время охватывает около трети населения страны.
2) Массовость. Происходит изменения возрастных границ использования мобильных устройств. Люди начинают пользоваться мобильными устройства и мобильным Интернетом все более с раннего возраста, в то время как пожилое население страны также начинает осваивать новые технологии передачи информации.
3) Доступность. Происходит постоянное снижение цен как на мобильные устройства, так и на тарифы мобильного интернета, что позволяет постоянно повышать доступность использования мобильных устройств.
Также в настоящее время формируется отдельная категория людей, которая перестает быть доступной для коммуникации по классическим маркетинговым каналам и перемещается полностью в мобильный канал. Прогнозируется, что с течением времени указанная категория людей будет расширяться.
Таким образом, в современном мире для построения успешной маркетинговой стратегии, долгосрочной и эффективной коммуникации с целевой аудиторией необходимо использовать инструменты мобильного маркетинга, классификация и варианты которых будут представлены в следующих статьях.